Осень в Греции. Афины и остров Хиос (25 сентября - 6 октября 2007 года). Часть первая

Back to Journal

Saturday, September 29, 2007

День пятый. Хиос

Сегодняшний день можно охарактеризовать, как день забот. Сегодня нам нужно было арендовать машину, проехаться по ближайшим окрестностям (сориентироваться, так сказать, на местности) и найти, где тут народ покупает фрукты-продукты. С поиском же таверн мы решили разбираться по мере возникновения голода.
Итак, все по порядку.
Утром, перед тем, как идти на завтрак, я решил сфотографировать наш второй этаж (спальню), пока мы не навели бардак в доме. Вот:

Ну и после этого мы отправились завтракать. Что касается завтраков, то они тут проходили просто великолепно.
Во-первых - вкусно и разнообразно. Готовят тут еду непосредственно перед завтраком для каждого гостя.
Во-вторых, в меню нет повторов. Что повторялось каждое утро, так это великолепный греческий кофе и совершенно замечательный мандариновый сок. А остальное - каждый день разное. Даже джемы за всю неделю нашего там пребывания не повторились ни разу. Кстати, практически все, что подают на завтрак, делают тут собственноручно из своих же продуктов. И в гостинице можно даже поприсутствовать на курсах приготовления всяческих джемов. Забавная услуга, но не для нас.
Ну а в-третьих, завтрак всегда проходил в окружении местной живности - собаки, двух котят-подростков и еще пары взрослых котов. Не знаю, как кому, но нам это нравилось. Ребенка было проще накормить, да и веселее. При этом, вся живность была воспитанная. Собака (ее звали Нана) садилась рядышком со столом и молча ждала, когда мы ей подкинем чего-нибудь вкусненького. Причем, если она считала, что мы ей уже слишком долго ничего не давали или же видела, что тарелки наши уже забрали, а мы просто сидим пьем кофе, то вставала и переходила к другим завтракающим. Котята играли вокруг нас друг с другом в догонялки, что приводило нашего детеныша в полный восторг. А один кот жутко красивого серо-буро-желто-коричнево-черного мраморного окраса, который с непередаваемой грацией каждое утро сидел рядом с нами на скамейке, несколько раз неожиданно запрыгивал ко мне на колени, пытаясь на них примостится и поспать. В общем, никто из живности к нам в тарелку не лез, но мы сами их с удовольствием подкармливали каждое утро...

...После завтрака я подошел к хозяйке и поинтересовался, где я могу арендовать машину. Она в ответ набрала номер на своем телефоне, сказала пару слов, а потом дала мне трубку и сказала: “Вот, пожалуйста, договаривайтесь”. Цена, которую мне предложила девица на том конце за Фиат Пунто, меня сходу устроила. Поэтому, недолго думая, мы договорились с ней, что она минут через 15-20 подъедет к нам на машине, мы подпишем договор, затем она вместе со мной доедет до аэропорта, в котором располагается ее офис (10-15 минут езды) и там отдаст мне машину.
Подъехала. Подписали договор, сели в машину и поехали в аэропорт. За рулем до ее конторы ехала она. Что это была за езда, скажу я вам... Я таких лихих водителей, как она, в жизни не видел. Пока ехали по основной дороге, она держала сотню км/ч. Это при том, что ширина дороги - два грузовика в притирку разъезжаются, петляет она постоянно и высокие заборы сильно ограничивают видимость (в редком месте видимость больше 50-ти метров). И в таких условиях эта девица еще умудрялась обгонять более медленных водителей. Наверное, у меня на лице отразились все чувства, которые я тогда испытывал, потому что она повернулась ко мне и сказала, типа, не бойся, это мои родные дороги, я тут с детства езжу...
А когда она свернула на совсем узкую дорогу и на 50 км/ч промчалась в самом узком месте, я думал - все, сейчас в лучшем случае - снесет зеркала. Но обошлось... Я на обратном пути специально проехал по этому месту и посмотрел: от зеркал до забора, что с одной, что с другой стороны - ровно по 10 сантиметров. Ладно, если бы там дорога прямо шла, так нет, там еще и достаточно крутой поворот был...
В общем, доехали до аэропорта, я отвесил ей комплимент по поводу ее водительского мастерства и живой-здоровый вернулся в гостиницу...
Ну а прежде, чем дальше рассказывать о наших похождениях, пора, наверное, сказать и пару слов о Хиосе.
Так вот. Хиос - остров не очень большой. В длину - около 50-ти километров, в ширину - 15-25. Две трети острова занимают горы. На севере - самые высокие (пик - 1297 метров) и чем южнее, тем горы ниже: в центральной части - метров 600-800, а на юге острова они переходят в холмы высотой метров 100-300. И как раз эта невысокая и относительно равнинная южная часть Хиоса является его самой важной “мастиковой” частью.
Для наглядности - вот карта с расположением Хиоса в Греции:

И общая карта Хиоса:

На карте я отметил расположение нашей гостиницы, красным подчеркнул наиболее интересные из посещенных нами места, а зеленым выделил мастиковую часть.
Долина, а вернее район, в котором находилась наша гостиница, называется Камбос (или Кампос). И как я писал выше, весь Камбос - это когда-то были сплошь летние резиденции местной знати. Соответственно, домики там были шикарнейшие. То есть, они, конечно и сейчас есть, но очень много домов мы видели разрушенных и пришедших в упадок (еще со времен очень сильного землетрясения, которое прошло тут в 1881 году).
Каждая такая резиденция представляла из себя следующее: огромный дом генуэской архитектуры для хозяев, скромный домик для прислуги, хозпостройка, один или два громадных колодца с красивенными водозаборными колесами (диаметром метра 3-4). Колеса эти когда-то крутили ослы и подавали воду с тридцатиметровой глубины в открытый бассейн (в нашей гостинице такой бассейн был примерно 5 на 5 метров). Чтобы в этих бассейнах вода не простаивала зря, в них выращивали рыбу. Плюс ко всему перечисленному, все эти постройки окружал огромный цитрусовый сад. К примеру, в нашей гостинице сад состоял из 1100 деревьев. Процентов 90 из них - мандариновые, остальное - апельсины и лимоны. И все такие участки окружены высоченным забором. И в таком духе - вся эта огромная долина.
Что касается столицы Хиоса - ничего особо примечательного в ней нет. То самое землетрясение, которое я упоминал чуть выше, в 1881 году разрушило почти весь город, поэтому он практически весь, за исключением всего лишь нескольких зданий, был выстроен заново. Из наиболее интересного там сохранилась мечеть, часть старой крепости и небольшой турецкий квартал внутри нее.
Ну и осталось только рассказать о самом главном - мастике. Мастика - это то, благодаря чему Хиос был самым богатым островом в Средиземноморье в средние века, а его жители считались самыми богатыми в Греции. Мастика - это просто смола, которая собиралась с коры мастиковых деревьев. Мастиковые же деревья, насколько я понял, это разновидность фисташкового дерева. Конечно, я могу ошибаться, но, по крайней мере, они очень похожи внешне и в латинском их названии присутствует что-то там “фисташковое”. Растут мастиковые деревья в южной, мастиковой части острова. Вернее, растут-то они везде, но смола на них образуется исключительно в мастиковой зоне. За ее пределами - смолы не будет. Интересно, что даже если пересадить дающее смолу дерево из этой зоны не то, что в другую точку Греции или любой другой страны, а даже просто в центральную или северную часть Хиоса - “плодоносить” смолой дерево перестанет. На этот счет у хиосцев, естественно, есть пара легенд. По одной из них, смола - это слезы главного святого острова - Святого Исидора, который принял тут мученическую смерть. Вот, вкратце, ее суть в моем изложении со значительными сокращениями.
Дело происходило во времена, когда Хиос принадлежал римлянам. И Святой Исидор был одним из римских военначальников невысокого ранга. Живя на Хиосе, он проникся христианством и не захотел от него отрекаться, когда от него этого потребовали. Его всячески пытали, но это не помогло. Когда же из Рима приехал его отец, занимавший там высокий пост, вразумить сына ему тоже не удалось. Тогда разгневанный отец приказал привязать его к коням и гонять их, пока они не затаскают его по земле до смерти. Ну и с тех пор на коре деревьев стала капать смола - слезы Святого Исидора.

Суть же второй легенды состоит в том, что именно Святой Исидор научил жителей острова добывать смолу с мастиковых деревьев...

Что же касается объяснения феномена мастиковых деревьев с научной точки зрения, то такого объяснения мне найти не удалось. Возможно, в мастиковой зоне состав земли какой-то особый или еще чего, не знаю...
Относительно же применения мастики, то раньше, когда еще не было нефтепродуктов, смолу использовали как основу для производства красок, лекарств, косметики. В наше же время она применяется в медицине, косметике и пищевых продуктах. На ее основе делают великолепный шампунь (мы пробовали - нам понравился настолько, что мы решили периодически заказывать его в хиосских интернет-магазинах). Понравилась нам, также, и зубная паста. Говорят, кстати, что мастика очень полезна именно для зубов. Особенно в натуральном виде. Просто отрываете от дерева кусок смолы и жуете ее. По мере жевания она превращается в обыкновенную, но чуть твердоватую, жевательную резинку. Вкус довольно специфический, но нам очень даже понравился. Вообще говорят, что вкус мастики либо сразу нравится, либо не принимается абсолютно. Мы попали в первую категорию людей.
Да, а если дерева с мастикой под рукой нет, то можно купить кусочки смолы, расфасованные в большие или маленькие пакетики. Или же, если жевать саму смолу не очень нравится, можно купить мастиковые жвачки с разными фруктовыми вкусами. Для детей - самое то: и для зубов полезно, и вкусно, и натурально (никаких химических добавок туда не кладут).
Еще мастику добавляют в варенья, во всякие пирожные, делают из нее ликеры, конфеты и еще кучу всего. Мы на Хиосе перепробовали почти все, что шло с добавлением мастики...
Ну вот, вводную по Хиосу, вроде, закончил. Это, конечно, далеко не вся информация, но остальное - по мере повествования...

...Итак, я вернулся в гостиницу на машине. Теперь мы были на колесах, поэтому взяли свои купальные принадлежности и первым делом рванули к морю. Ближе всего от нас (в десяти минутах езды) был пляж Карфас - самый большой песчаный пляж Хиоса. Туда мы и приехали. Там и отвалялись часок-другой. Теплая вода, яркое солнце - что еще надо туристам в первый день отыха на море?..
После купания-загорания просто без всякой цели проехались вдоль моря. В соседней с пляжем приморской деревушке нашли таверну, в которой пообедали. Ну а после - поехали в Хиос (столица острова, как и сам остров, называется Хиос). Там нашли пару больших продуктовых магазинов, фруктовую лавку, отоварились всем необходимым и уже в сумерках вернулись в гостиницу. Больше мы в этот день никаких активных действий не предпринимали.