Осень в Греции. Афины и остров Хиос (25 сентября - 6 октября 2007 года). Часть вторая

Recent Comments

2007-10-01

День седьмой. Хиос

После завтрака в окружении котов,

мы немножко посмотрели, как в бассейне распускаются водяные лилии

и поехали бродить по следующей деревне - деревне Олимпи (или Олимби, или Олимпии).

По дороге, проезжая мимо одной из мастиковых плантаций, мы решили остановиться и рассмотреть поближе мастиковые деревья. Они все такие корявенькие...

Под каждым деревом земля расчищена, утрамбована и обработана чем-то белым. Причем, чем больше дерево, те больше диаметр обработки. Это чтобы было легче собирать накапавшую на землю смолу. Кстати, смола собирается даже с совсем молодых деревьев

А чтобы смолы было больше, на коре каждого дерева делают много-много надрезов.

Кстати, забыл сказать, что каждое лето на Хиосе собирают около трехсот тонн мастики. И все - вручную. К сожалению, мы ни разу не встречали собирающих урожай смолы крестьян, но несколько раз нам попадались местные жители, едущие на осликах с мастиковых плантаций и везущие по две огромные корзины собранной мастики.

Насмотревшись на мастиковые деревья и смолу, и, естественно, попробовав мастику на вкус, мы поехали дальше. Вскоре, впереди по курсу показалась и Олимпи.

Подъехав к одному из входов в деревню, мы вышли из машины и тут же “пересеклись” с местными жителями, которые, вежливо поздоровавшись, начали выспрашивать, кто мы да откуда. И тут же начали советовать куда сходить, чего посмотреть, стали рассказывать про свою деревню. Прикольные такие...

Вообще, мы думали, что житье в деревнях-крепостях на жителей должно наложить отпечаток какой-то отчужденности, закрытости и мы были даже готовы к определенной доле неприветливости. А тут - совершенно обратное. Все тебе улыбаются, все поголовно с тобой здороваются, все открыты, жизнерадостны и гостеприимны.

...Пообщались с местными и пошли углубляться в деревню. Отличия от Пирги сразу же бросаются в глаза: ксиста есть, но мало; дома в основном каменные (без отделки), но встречается и цветная штукатурка.

Связки помидоров попадаются значительно реже.

Зато коты - чаще.

Посидели попили кофе на центральной площади...

А вот так тут выглядит главный вход в деревню (360 градусов)

Если есть желание, можно покрутить эту панорамку, сходив вот по этой ссылке: http://anagrlv.googlepages.com/Olympi-small.mov
(для просмотра нужен Quicktime).

После прогулки по Олимпи, у нас была запланирована поездка в пещеру с одноименным названием. Тем более, она была тут рядом.
Поехали.

Но не успели проехать и пары километров, как нас завернули местные военные. Сказали, район закрыт для посещений ввиду каких-то учений и чтобы мы приезжали завтра. Военные были очень вежливы, поэтому мы на них не обиделись. Развернулись и поехали к морю, но уже на западное побережье острова. По дороге проехали еще одну мастиковую деревню, которую запланировали обязательно посетить, но в нее заезжать не стали, оставив ее на завтра. Все равно в пещеру ехать - в эти же края...
Выехали на западное побережье.

Разглядели с высоты серпантина симпатичную бухту

и решили в ней искупаться. Съехали с дороги, оставили машину в тени большой сосны,

и пошли к морю.

Пляжик тут оказался, хоть и с приличными волнами, но довольно приятным, поэтому тут мы и зависли на некоторое время. Грелись на солнышке, слушали шум волн, немножко плескались...
Потом поехали дальше.

И в одной из соседних бухт - бухте Святой Ирины,

обнаружили маленькую таверну на берегу моря, в которой и отобедали. Одно из блюд было - маленькие, но только что выловленные креветки - очень-очень вкусные...

Дальше было немножко гор,

деревня Элата, в которую мы заходить не стали, а только прокатились по ней на машине,

деревня Весса, которую тоже проехали мимо...

Но вот в следующей деревне - Агиос Георгиос - остановились.

На центральной площади, возле вот этой церкви,

под взгляды штук десяти местных мужичков, сидящих на стульях прямо на обочине дороги,

купили мороженого и пошли глазеть на деревню. В путеводителях о ней ничего написано не было, но она оказалась очень колоритной.

Набрели еще на одну церковь.

Когда туда зашли, там как раз одной женщине закончили освящать не то хлеб, не то пирог. И каково же было наше удивление, когда она, выходя из церкви, вдруг остановилась перед нами, отрезала кусок этого пирога и с улыбкой протянула нам. К сожалению, мы так и не поняли, по какому такому случаю мы были удостоены такой чести - она говорила только по-гречески, но было очень приятно. А уж какой вкусный был этот пирог - словами не передать...

Когда вышли на восточную часть деревни - перед нами открылась панорама Камбоса

Где-то там и наша гостиница. И, как оказалось, деревня эта видна прямо с нашей террасы...
Хоть уже и вечерело, решили, что сразу в гостиницу не поедем, а заедем еще в Хиос купить фруктов. Когда доехали до центра, решили еще заодно прогуляться по гавани. А когда к ней вышли, то увидели и пароход, на котором сюда прибыли.

А еще - обнаружили магазинчик, в котором можно было купить все, в чем присутствует мастика: и косметику и продукты. Естественно, сделали легкую пробную закупку, чтобы понять, насколько нам нравится вкус мастики в том или ином продукте. Купили, в основном, разных сладостей по чуть-чуть. И сразу скажу, что понравилось все купленное.
Магазинчик этот оставили на примете и вернулись в гостиницу.

2007-10-02

День восьмой. Хиос

Утром, еще перед завтраком, прошлись по гостиничному мандариновому саду с одной пальмой...

Кстати, мандарины были еще зеленые. Нашлись, правда, несколько желтых, но они были жутко кислыми. Видно, несмотря на свою желтизну, они еще не дозрели...
Потом я снял панорамку внутреннего дворика гостиницы:

Слева тут виден большой основной дом, а справа - маленький домик, который был отдан в наше распоряжение. А на переднем плане - колодец с водозаборным колесом. Все очень-очень атмосферно и красиво...
Ну а потом мы позавтракали. Вкусно и весело

Забыл сказать, что по просьбе ребенка, каждый вечер мы покупали для гостиничной собаки Наны грамм 300 каких-нибудь самых дешевых сосисок, а мелкий их ей скармливал. Уж очень ему нравился процесс ее кормления. Да и на завтраке постоянно чего-нибудь ей давал. И к этому моменту они так подружились... Мелкий, находясь в гостинице, постоянно про нее спрашивал, и Нана все время крутилась где-нибудь рядом с ним. Друзья, короче...

Сегодняшний день мы решили начать с посещения пещеры, в которую вчера не попали.
Маршрут:

Но когда до нее доехали, то обнаружили, что она закрыта. Жаль, конечно, уж очень нам хотелось на нее посмотреть, так как читали, что она она довольно большая и интересная. Но раз закрыта - поехали дальше. В очередную мастиковую деревню, которую вчера оставили на сегодняшний день. Название деревни - Места (ударение на “е”). И эта деревня - лучше всех хиосских мастиковых деревень-крепостей соответствует именно понятию “крепость”. Неприступный внешний ряд домов с маленькими окошками-бойницами, 4 или 5 входов, узкие и жутко путаные улочки, часть из которых проходят прямо сквозь дома, образуя тоннели; много тупиков, сторожевые башни на углах...
Все такое старое, атмосферное; кажется, будто каждый камень тут пропитан историей... Впрочем, смотрите сами:

В центре деревни, как и полагается - церковь. Одна из крупнейших на Хиосе. И, как сказала служительница - самая красивая в Греции. К сожалению, фотографировать внутри церкви мне не разрешили, так что поверьте на слово - она действительно очень красива внутри.

Как водится, посидели на центральной площади в кафе с чашечкой кофе и апельсиновым соком...

Также, как и в Пирги, на стенах и на балконах тут сохнут связки с помидорами

А еще - тут очень много котов...

Мне жутко понравилась эта деревня. Наверное, даже больше предыдущих... Но, тем не менее, пришло время ехать дальше.
А дальше мы ехали по той же дороге, что и вчера. И остановились в проеханной мимо деревне Весса. И тут же наткнулись на участочек, где выращивали те самые маленькие помидорки

В деревне были две маленькие таверны и мы в одной из них подкрепились. А потом немножко прошлись по улочкам. Конечно, после Месты Весса не так впечатляла, но все равно было интересно.

Из Вессы, так как до конца дня еще было достаточно времени, мы поехали дальше не по той дороге, что вела в сторону нашей гостиницы, а на север. С целью доехать до заброшенной деревни Анаватос.

По дороге остановились в заливе Лити...

Супруга с мелким окунулись в море, а мне не хотелось, поэтому я походил поснимал рыбацкие лодки...

Потом мы ехали дальше, периодически останавливаясь полюбоваться красотами острова,

и, наконец, доехали до конечной цели сегодняшнего дня - деревни Анаватос.

Деревня эта - мертвая, в ней никто не живет. Называют ее “Эгейским Мистрасом”.
История деревни очень грустна. В 1822 году, когда на Хиос вторглись турки и готовы были захватить и Анаватос, более 400 женщин и детей, чтобы не попасть к ним в плен, взявшись за руки, кинулись с обрыва в пропасть. С тех пор деревня пустая и стоит...
Погулять по деревне можно только по самому краю. Внутрь пройти нельзя. Все перекрыто и висят надписи, что здания находятся в аварийном состоянии, ходить опасно для жизни.

Но, насколько мы поняли, деревню собираются восстановить. По крайней мере, кругом стояли строительные леса и бетономешалки.
Кстати, гуляли мы там в полном одиночестве и в полной тишине. И только пара орлов тихо кружилась над развалинами...

Когда мы отъехали от деревни километров на 15, то прямо с дороги вдалеке опять увидели Анаватос. Вот на этом снимке, чуть левее от центра, вдали, между двумя хребтами, спрятана гора с Анаватосом

Ну а если одеть на камеру телевик помощней, то можно посмотреть на деревню и поближе

Ну и просто горные виды были отсюда весьма симпатичны...

Потом мы перевалили через горы и обнаружили, что внизу виднеется самый известный монастырь Хиоса - Неа Мони. Но сюда мы приедем завтра...

...Вот между гор стал виден город Хиос и турецкие берега...

Ну и через полчасика, забежав в магазин и купив для Наны очередную порцию сосисок, мы были в гостинице. И здесь я еще сделал несколько вечерних кадров...

2007-10-03

День девятый. Хиос

После завтрака-аттракциона с котами,

щелкнув дворик гостиницы с нашей террасы,

поехали в монастырь Неа Мони.

По дороге сделали только одну остановку - полюбоваться видом на столицу из-под окружающих нас сосен,

поэтому до монастыря доехали быстро.

Монастырь знаменит звоими фресками. Говорят, что в его церкви находятся одни из самых красивых фресок Греции. Нам, к сожалению, в этом убедиться не пришлось, так как церковь была закрыта на реставрацию. Но погулять по монастырю нам никто не запретил.

Довольно интересна и необычна в монастыре цистерна для хранения воды. Ее можно увидеть в окошко одного из строений

У монастыря очень богатая история. Но, несмотря на то, что она очень интересна, пожалуй, я ее пересказывать не буду - в любом путеводителе по Хиосу она описывается достаточно подробно. Остановлюсь только на одном эпизоде. Том же, что и в случае с деревней Анаватос. В 1822 году, когда турки захватили остров, 2000 местных жителей прятались в этом монастыре. Но, естественно, турки их нашли, до основания разрушили и разграбили монастырь, а всех прятавшихся там жителей вырезали. В память этому событию, тут есть склеп, в котором хранятся черепа и кости погибших жителей...

Вообще, в тот злополучный для Хиоса 1822 год, от зверств турок погибло 25 тысяч хиосцев...

Поехали дальше. По той же дороге, по которой ехали вчера из Анаватоса, только потом свернули севернее, в сторону деревни Волиссос. По дороге остановились в том же месте. где фотографировали вчера виднеющуюся издалека скалу с Анаватосом. Сегодня деревня смотрелась совсем по-другому...

Доехали до деревни Волиссос. Говорят, что тут родился Гомер...

Над деревней возвышается старая крепость. Но в нее мы не добрались...

Когда снимал вид на деревню, рядом со мной на обочине дороги сидели двое местных мальчишек, которые смотрели на меня и о чем-то между собой перешептывались. Потом один из них, вдруг, обращается ко мне: - Дядя, говорит, а чего вы домики-то фотографируете? Сфотографируйте лучше нас!..
Пришлось фотографировать

Из Волиссоса мы поехали поближе к морю. Ну а выехав к морю, мы выехали и к монастырю Святой Маркеллы. Прошлись по его территории, зашли в церковь...

Ну а после - вышли на пляж. Чуть посидели, чуть поплескались,

а потом, у дальнего окончания пляжа нашли дорожку, которая уходила куда-то вдоль скал и моря. К сожалению, мы на тот момент абсолютно ничего не знали об этом месте, но по дорожке все равно решили пройтись.

Минут через 15 у дорожки закончилось нормальное покрытие и она превратилась в каменистую тропинку.

Еще минут через 5 мы обнаружили в море, метрах в двадцати от тропинки, крест

Ну а еще минут через 5 мы дошли до окончания тропинки.

Здесь тоже на камне стоял крест, а в море зачем-то уходили ступеньки.

Не зная истории этого места, мы решили, что здесь похоронена Святая Маркелла, а ступеньки, ведущие в море служат для каких-нибудь обрядов. Впоследствии оказалось, что мы были не правы. Тут все было совсем не так. Вот суть местной легенды (естественно, значительно сокращенный вариант).
Когда-то в этих краях жила девушка Маркелла. Была она очень набожна. И еще она была настолько красива, что даже ее собственный отец возжелал ее. И его желание было настолько сильным, что на этой почве он помутился рассудком. И в один день девушке, спасая свою честь, пришлось от него спасаться бегством. Она бежала не разбирая дороги, выбежала к морю и побежала вдоль скал. Отец же ее рассверипел настолько, что начал в нее стрелять из лука. Одна из стрел попала Маркелле в бедро, но она от страха не почувствовала боли и продолжала бежать (место, где Маркелла была ранена, отмечена первым крестом, который мы прошли). Чувствуя, что силы покидают ее и она не сможет убежать от своего свихнувшегося отца, девушка взмолилась, чтобы земля перед ней разверзлась и поглотила ее, не дав ее обесчестить. В земле появилась расщелина, в которую Маркелла провалилась по грудь и напрочь застряла. В результате, когда безумный отец понял, что вытащить ее не сможет, он отсек ей ножом груди и голову и кинул их в море. О дальнейшей судьбе отца легенда умалчивает, а на безголовое тело Маркеллы со скал сверху свалился огромный камень, под которым оно и погребено по сей день (на этом камне и установлен второй крест). Из камня же наружу пробил себе дорогу теплый соленый источник, который считается целительным. А голова же плавала по поверхности моря, источая неземной свет, пока не была подобрана проплывающим кораблем и отвезена в Рим.
Книга, в которой я прочел эту легенду, собщает, что Святая Маркелла, впоследствии, помогала многим и многим людям. А исцеления от воды источника на месте ее мученической смерти - происходят по сей день...
К сожалению, не зная этой истории мы не увидели источника, и, развернувшись, пошли вдоль скал обратно и вернулись к машине.

Переехав в соседнюю бухту, мы пошли купаться.

Рядом с местом, где мы плескались, росло цветущее дерево.

Аромат его цветов был таким сладким, а вода в бухте - такой теплой, что все это вместе привело к тому, что из воды мы не выходили очень долго. Результат же этого купания нам обойдется дорого. Но об этом - позже...

Хоть нам и не хотелось, но мы заставили себя вылезти из воды и пошли обедать в таверну на другом конце пляжа. Отобедав же, решили что проедем еще чуть севернее с целью посетить вторую хиосскую пещеру, раз с первой до сих пор ничего не получилось. Пещера находится в селении Агиа Галас, до которого ехать нам нужно было 30 км.
Проехав по дороге всего лишь километров 10-12, мы поняли, что засветло до пещеры не доедем. Оказывается, на севере Хиоса такой жуткий серпантин, что средняя скорость передвижения по нему - 20-30 км/ч. Более сложной дороги, чем тут, я за все наши поездки в Грецию просто не встречал. Дорога тут - не дорога, а сплошные повороты на 180 градусов. Как говорится, поворот на повороте и поворотом погоняет. И при этом сама дорога очень узкая и проходит на почти километровой высоте. Виды, конечно, классные с нее открываются, но в некоторые моменты там просто не до видов...
Короче, развернулись и поехали в сторону гостиницы. По дороге я еще снял несколько горных видов,

но потом быстро стемнело и мы безостановочно поехали в гостиницу.

2007-10-04

День десятый. Хиос

Ночью сказалось наше “бесконтрольное” купание. У ребенка поднялась температура, а у меня с супругой заболело горло и начался кашель. Перекупались, короче...
День пошел насмарку. Никуда из гостиницы мы в этот день не тронулись. Кое-какие лекарства у нас с собой были, поэтому сегодня мы только лечились, поглядывая в сад через окно...

Но периодически мы, все-таки, вылезали из своего дома прогуляться по территории гостиницы: посмотреть на растущие мандарины,

посидеть в глубине сада,

посидеть на краю бассейна,

понаблюдать за котами и Наной и поиграть с ними...

Сегодня у меня было навалом времени, чтобы сделать панорамки-”крутилки” во дворе гостиницы.
Вот первая - http://anagrlv.googlepages.com/Perleas-small.mov
Вот вторая - http://anagrlv.googlepages.com/Perleas-2-small.mov
Потом мы наблюдали за закатом...

Собственно, так день и прошел...

2007-10-05

День одиннадцатый. Хиос

Сегодня почувствовали себя лучше. Настолько, что решили не сидеть в гостинице. Но не настолько, чтобы ехать куда-нибудь далеко. Поэтому, решили погулять внутри крепости в столице и проехать чуть дальше, в селение Вронтадос.

Вот, кстати, как выглядит дорога в нашем Камбосе, которая ведет в столицу. Сплошь заборы и заборы...

Доехали до Хиоса, проехали по набережной...

...припарковались у стен крепости.

Старый турецкий квартал внутри крепости - очень интересен и атмосферен:

Было приятно там погулять, но гуляли мы, все-таки, не долго.
Переехали во Вронтадос. Главная достопримечательность деревни - ветряные мельницы:

Проехав чуть дальше - попали в деревеньку Даскалопетра. В деревне - очень симпатичное побережье с пальмами...

Но главное, чем известна Даскалопетра - это тем, что тут есть скала, на которой своих студентов учил Гомер. Скала так и называется - скала Гомера.

Потом мы полюбовались на рыбаков, тянущих сети...

...чуть поодаль увидели монастырь

и подъехали к нему. Но он, к сожалению, был закрыт.

Ну а на обратном пути остановились на смотровой площадочке, с которой открывался замечательный вид на город Хиос

Доехали до Хиоса. Так как завтра мы уже летим домой, то зашли еще в мастиковый магазин и накупили для дома всяких мастиковых вкусняшек и косметических изделий. Ну и немножко прошлись по городу...

Вернувшись в гостиницу, остаток вечера посвятили собиранию чемоданов...

2007-10-06

День последний. Хиос-Афины-Рига

В восемь утра прибыли в аэропорт и сдали машину. В начале десятого - взлетели, в десять - сели в Афинах. До рейса в Ригу у нас было аж 8 часов, поэтому мы неспеша сдали багаж в камеру хранения и на метро поехали в центр. Вышли на станции Монастираки, погуляли по Плаке, прошлись по “монастиракской” барахолке (очень атмосферное место), и, так как у нас еще оставались с афинской части нашего путешествия билеты в Агору, прошлись немножко по ней. Зашли в музей Агоры, посидели в тени колоннады...

После прогулки у нас осталось время на недолгую посиделку в одной из таверн, после чего мы вернулись в аэропорт, забрали свои чемоданы из камеры хранения и полетели домой...

2007-10-07
12:16 AM

Заключение

2007-й год у нас вышел очень даже “урожайным” на поездки в Грецию: их у нас было аж три. Но, почему-то, все три поездки не обошлись без накладок в виде простуд (Патмос и Хиос) или пищевых отравлений (Метеоры). Но, несмотря на это, Греция продолжает нас радовать...

Что бы такого, заключительного, сказать об этой поездке? Афины у нас прошли достаточно вяло. Было жарко и очень душно в городе. И если бы не Сергей и Зина, которые нам показали Афины такими, какими мы сами никогда бы их не увидели, впору было бы расстроиться. Но мы, кстати, сделали вывод: в следующий раз гостиницу в Афинах будем искать либо в Колонаки, либо в Глифаде. Мы поняли, что наличие свежего воздуха, все-таки, перевешивает для нас близость Акрополя...

Ну а Хиос... Туда впору ехать еще раз. Увидели мы там едва ли треть-четверть возможного. Конечно, самое основное - мастика и все, с ней связанное, мы увидели, но север острова остался неисследованным совершенно. Не увидели мы и несколько монастырей. Так и не попали ни в одну из двух хиосских пещер. Кстати, как оказалось позже, сезон у пещер заканчивается 30 сентября. Так что попасть в них мы могли только в первые два дня обитания на Хиосе. Но мы об этом не знали...

Что касается выбора гостиницы на Хиосе, то, в отличие от Афин, мы ни на минуту не пожалели о выборе. Наоборот - это был единственно правильный выбор из всех возможных. Еще когда мы только выбирали себе тут гостиницу, поначалу хотели поселиться на берегу моря. Но, по мере копания информации поняли, что для “атмосферности" на Хиосе нужно жить либо в одном из особняков Камбоса, либо в мастиковой деревне. В деревнях тоже есть гостинички, но там такие маленькие окна в домах, что жить придется в полутьме. В общем, советую тем, кто соберется ехать на Хиос - жить именно в особняке, подобному нашему. Гарантирую - не пожалеете...

Как обычно, при наличии вопросов или комментариев - пишите: ag@internet.lv

Удачи!
Андрей и Наталья.

Перейти к общему списку рассказов - http://journals.anagr.fotki.com/