По Криту на машине - 3 (27 сентября - 9 октября 2008 года). Часть 1-я.

Recent Comments

2008-09-26

Введение

...И опять нас потянуло на Крит. Уж в четвертый раз. И опять мы не стали сопротивляться. Тянет - значит надо ехать. И поехали...

В этот раз мы поехали не одни, как всегда, а взяли с собой мою маму. На этом, собственно, отличия от предыдущих поездок закончились. Остальное - как всегда: копание в интернете и путеводителях на предмет разработки маршрута; бронирование гостиниц, аренда авто и покупка билетов из Афин на Крит и обратно - через Катю из Kathrea Rethimno Holidays; зуд в одном месте - “побыстрее бы дата отлета”...

Маршрут мы себе придумали спокойный, без напряга. Кое-что, конечно, пересеклось с нашими предыдущими поездками, но запланировано и много нового. Например - прохождение двух не самых популярных у туристов ущелий, рыбалка и другие мероприятия. В общем, поехали...

2008-09-27

День первый. Прилет.

Приключения наши начались прямо в самолете.
Летели мы, как всегда, регулярным рейсом Эйрбалтика Рига-Афины. Ну, то, что наш рейс задержали на сорок минут - ерунда. Не отменили - и то спасибо. А вот то, что когда самолет уже вырулил на взлетную полосу и вот-вот должен был стартануть, вдруг с задней части салона стартанул какой-то мужик и побежал вперед к стюардессам - это напрягло всех пассажиров. Самолет постоял-постоял и через пару минут развернулся и поехал обратно. А мужик опять появился в салоне и пошел собирать свои вещи. Самолет причалил к приемному рукаву, мужик вышел. И только после этого объявили, что, мол, мужик ошибся самолетом - ему не в Афины, а в Стокгольм надо (ну, как бы, ладно, мужик ошибся, но посадочные талоны-то кто проверял?)
Но это еще не все. Естественно, стюардессы стали шарить по полкам с вещами и попросили каждого пассажира проверить вещи на предмет присутствия чего-нибудь лишнего. На простодушный вопрос какой-то тетечки "Зачем проверять?" стюардесса так же простодушно ответила: "А вдруг он бомбу оставил?". У части пассажиров, естественно, перекосило лица после такого простого ответа и вслед за этим на лицах же явно проступил вопрос: А может, мне сегодня в Афины не надо?
К счастью, долетели мы без проблем, только с опозданием на полтора часа. А мужик оказался не террористом, а обыкновенным растяпой. Впрочем, как и некоторые работники Эйрбалтика...

...В Афины прилетели, когда уже давно стемнело. И очень дальновидно получилось, что мы запланировали переезд из Афин на Крит на вечер следующего дня. Потому как сегодня на паром бы точно не успели. А так - весь завтрашний день был запланирован на прогулку по Афинам, а вечером нас ждал ночной паром до Крита.
Ну а сегодняшним вечером мы просто устроились в гостиницу, чуть поглазели с балкона нашего номера на виднеющийся невдалеке Арополь,

и пошли спать. Потому что на ночные гулянки у нас уже не было ни сил, ни желания...

2008-09-28

День второй. Афины

Утром, естественно, первым делом выползли на балкон. И посмотрели на Акрополь при свете пасмурного дня...

Кстати, остановились мы на эту ночь в отеле Divani Palace Acropolis. В booking.com нарвались на какую-то удачную акцию и два номера обошлись очень даже приемлемо. Правда, завтрак в стоимость не входил. Но это не было проблемой - мы пошли в сторону Акрополя,

позавтракали в одной из кафешек вот на этой улице,

с видом на Акрополь.

После чего, естественно, в него и направились.
Несмотря на то, что мы тут уже были два раза, все равно было очень приятно по нему погулять...

Ну и просто окрестности:

Пасмурно, серенько, но все равно приятно. Отпуск, таки...

В принципе, про Афины особо рассказывать нечего. Что там можно делать один день? Правильно, гулять по Акрополю и под ним. Посмотреть на смену караула, естественно. Посидеть в какой-нибудь таверне. Пройтись по улочкам Монастираки. Что мы, собственно, и делали...

Так, гуляючи, афинский день и прошел. И пришло время нам ехать в порт к своему парому на Крит. Паром наш отправлялся в 20,45, поэтому, пока мы доехали и загрузились в свою каюту, уже стемнело. Но на верхнюю палубу мы не выйти не могли, конечно. Погуляли по пароходу, посмотрели на отплытие, сходили в пароходный ресторанчик поужинать и завалились спать. Потому как на Крит паром должен был прийти довольно рано, в 5,15 утра...

2008-09-29

День третий. Ираклион - Агиа Галини

...Крит нас встретил проливным дождем. Хорошо, что встречающий нас мужичок с прокатной машиной подъехал максимально близко к парому. Так что мы почти не промокли...
По-быстрому оформили документы на машину. Пока оформляли, мужичок пожаловался, что дождь идет уже три дня, а это для Крита весьма необычно. Но нас это не очень расстроило. Почему-то была уверенность, что погода во время нашего пребывания на острове будет хорошей. Почему-то так и случилось. Едва мы выехали из порта, как дождь прекратился, в тучах появился сначала просвет, а потом они постепенно стали превращаться в белые облака и появилось чистое небо. Буквально за час небо почти очистилось от туч и больше дождем и не пахло...
...Первая наша гостиница на Крите была забронирована в Агиа Галини, что находится на юге острова. И выехав из порта, мы сразу взяли курс на этот городок. Проехав же пару километров, вдруг спохватились: а что нам там делать так рано, куда мы торопимся? И вернулись обратно в Ираклион. Дело было раненько, в восьмом часу утра. Поэтому в городе была тишь да благодать. Удивительно, но мы в такую рань нашли кафешку, которая уже работала и сели в нее завтракать. Возле одного из самых известных венецианских фонтанов Ираклиона...

Сидели, завтракали, наслаждались свежестью утра и привыкали к мысли, что мы уже на Крите...
Вообще, удивительное дело, но у нас с супругой совершенно одинаковое восприятие Крита. Как только мы попадаем на этот остров, отдыхать начинаем сразу же, как только делаем первые шаги по тутошней земле. Такое ощущение, что с первых минут пребывания нас начинает питать какая-то непонятная, но положительная энергия...

...Потом мы просто погуляли по просыпающемуся городу,

прошлись по “рыночной” улице...

После чего решили съездить в местный Аквариум посмотреть на рыбок.
Находится он недалеко от Ираклиона, чуть восточнее. И несмотря на небольшие размеры, нам он понравился.

Ну а уже после Аквариума поехали в Агиа Галини.

По дороге остановились в Гортине. Посмотрели на развалины церкви Святого Тита, на Одеон, побродили вокруг...

Описывать это место не буду - я уже писал о нем в предыдущих критских сочинениях.
Также, остановились мы и в монастыре Панагиа Каливиани. О нем я тоже уже писал раньше, поэтому докучать подробностями не буду. Только картинки покажу:

Ну и последняя остановка перед Агиа Галини - Фест. Во все предыдущие поездки нам никак не удавалось попасть на развалины Фестского дворца. Все время приезжали, когда тут все уже было закрыто. Но в этот раз мы приехали более удачно. И по развалинам дворца, наконец, прогулялись. Но рассказывать все равно особо нечего...

Погуляли, посмотрели на окрестности и поехали дальше...

Приехали в Агиа Галини. Устроились в гостиницу. Насколько я мог понять из интернета, лучшая местная гостиница - Palazzo Greco. Ее и забронировали на две ночи. Синенькая такая, видна отовсюду почти.
Потом посидели в таверне, погуляли чуть по деревне. Совсем чуть, потому что встали рано, а ехали довольно много - устали за день. Активничать уже не хотелось. Поэтому посмотрели на закатные картинки

и пошли отдыхать в гостиницу...

2008-09-30

День четвертый. Рыбалка в Агиа Галини

Все, что было до сегодняшнего дня, можно считать длинным предисловием к отпуску. Потому что только с сегодняшнего дня мы начинаем отдыхать активно. Именно так, как любим.
Сначала хочу сказать, почему мы решили остановиться в Агиа Галини аж на две ночи. Конечно, Агиа Галини - очень симпатичный городок. Но несмотря на свою симпатичность - место достаточно транзитное и туристы тут особо не задерживаются. Приехали, осмотрелись, посидели в таверне и уехали. Мы же, когда готовим поездку, стараемся заранее максимально обнаружить все интересности и включить их в свой маршрут. Так было и с Агиа Галини. Когда я искал, чем тут можно себя занять, на каком-то агиа-галинивском сайте я обнаружил маленькую заметочку о том, что отсюда можно съездить на рыбалку. Из подробностей было указано только то, что на местном причале, слева, если встать лицом к морю, можно найти желтый катер “Элизабет”, который и возит туристов на рыбалку. И все. Больше никакой информации мне найти не удалось. Но этого хватило, чтобы меня заинтересовать. И я запланировал обязательно побывать на этой рыбалке. Если, конечно, на нее действительно возят. Соответственно и получилось, что мы должны были приехать в Агиа Галини в свой первый критский день, переночевать, утром уехать на весь день на рыбалку, вечером вернуться, переночевать и на следующий день ехать дальше...

...Желтый катер ”Элизабет” мы нашли сразу. Еще вчера, когда только приехали в Агиа Галини. И рядом увидели объявку, что любителей рыбалки приглашают подгребать к катеру к полдесятому утра, а в 10 он отправляется. Обрадовались. Потому как ничего другого на этот день запланировано не было. Да и душа рыбалки требовала...
Вообще, я, конечно, чуть неправильно пишу. То, в чем мы приняли участие, нельзя назвать полноценной рыбалкой. Скажем так: это была прогулка на экскурсионном катере к дикому пляжику с элементами рыбалки и обедом из пойманной рыбы. У них это называется "Fishing trip".

...Итак, в полдесятого утра мы уже стояли у “фишингтрипного” катера. Купили билетики, заняли места. Катер пятнадцатиместный, но любителей рыбалки нашлось около 12-ти в этот день.

В 10.10 катер развел пары и мы двинулись в море, любуясь Агиа Галини и его окрестностями. А посмотреть было на что, место с воды смотрится очень живописно...

До первого аттракциона нас везли минут 20-25...

А аттракцион заключался в показе довольно большой морской пещеры, куда наш катер загнали попой. Правда, снимков оттуда у меня почти не получилось. Качка, полумрак - смазалось все...

Потом нас везли еще минут 20. И пока наш рулевой крутил штурвал,

второй сопровождающий дядечка готовил перемет: насаживал кусочки кальмара штук на пятьдесят крючков...

...Наконец, мы добрались до рыбного места. И дядечка, что готовил снасти, пошел закидывать тазик крючков в море.
Сначала он привязал на конец перемета большой кусок пенопласта и закинул его в море. После чего начал постепенно разматывать веревку с крючками (крючки шли через каждые метра 3) и привязывать через каждые 20 метров поплавки в виде пластмассовых бутылок (всего длина перемета было около 150-200 метров).

Наш мелкий вызвался помогать дядечке и стал подавать ему бутылки-поплавки,

за что был удостоен чести первым начать ловить рыбу на блесну, когда перемет был поставлен. Ему выдали леску с блесной и он, довольный, держал ее, пока катер катался туда-сюда. Счастья не было предела. Правда, ни одной поклевки тоже не было...

Через какое-то время катер остановился, всем раздали снасти и заставили ловить рыбу. В результате, минут за 20 - штук пять малявок, похожих на наших ершей, в общей сложности наловили...

Потом началось самое интересное - поехали проверять перемет...
И вот - первая удача. На одном из крючков сидела красивенная рыбина...

Названия, к сожалению, не запомнил. Но мужички сказали, что эта рыба приходит на юг Крита с Ионического моря, когда на Крите идет дождь.

...С первой рыбкой случился смешной казус. Рулевой принес большой черный мешок, куда второй мужичок ее и забросил. На счастье рыбки, мешок оказался без дна. И она удачно прошла насквозь, шлепнулась на палубу, откуда быстренько плюхнулась в воду. Повезло рыбке. Но не мужикам, так как им еще кормить 12 голодных ртов надо было. Свежепойманной рыбой.
Но ничего. Вторую и третью уже не упустили...

Конечно, на 12 человек (плюс они сами), двух рыб не хватило бы. Но мужики подстраховались, у них на случай неудачной рыбалки был запас свежей рыбы.

Потом мы причалили к дикому каменистому пляжику. Мужики пошли чистить рыбу и готовить нам обед, ну а ленивые туристы расползлись, кто куда...

Я пошел прогуляться по какой-то дорожке. Но ничего интересного не нашел...

...Обед был обалденный. Согласитесь, есть что-то особенное в совершенно простом, без изысков, обеде в виде вкуснющей жареной рыбы, куска свежего хлеба, огурца и помидора...

...Перед тем, как возвращаться обратно в Агиа Галини, сняли оставленный на все это время перемет. И на крючках болталось еще 5 таких же рыбин. Которые уже либо послужат мужичкам ужином, либо пойдут на корм завтрашним туристам. Либо - и туда и туда...

...А на обратном пути поднялся ветер. Сильный. И волны нас изрядно поболтали. Но в Агиа Галини мы вернулись все равно очень довольные. Наш “Фишинг трип” получился очень приятным времяпрепровождением...
...Часик посидели в гостинице. Я поснимал с нашего балкона виды, какие смог найти...

Ну а ближе к закату - пошли прогуляться на местный пляжик. Если встать лицом к морю, то он находится слева от центра Агиа Галини. Воооон там:

Идти - вот по такому Бродвею:

Дошли до пляжа. Нашли речку с мостом:

Посмотрели на нашу деревню отсюда...

Потом погуляли в обратную сторону...

Посидели в таверне, а там уж и стемнело...

Нагулявшись, вернулись в гостиницу и отправились спать, очень довольные сегодняшним днем...

2008-10-01

День пятый. Агиа Галини-Спили-Хора Сфакион

Агиа Галини - очень симпатичный городишко. Но, так как сегодня мы планируем отсюда уехать, я обязательно должен был увидеть, как тут все выглядит на рассвете. Поэтому встал раненько и пошел бродить по окрестностям.
Утро было замечательным. И виды, окружающие меня - тоже. Если посмотреть в сторону местного пляжа - над горами висело довольно интересное облако, смахивающее на летающую тарелку в полете

А если посмотреть в сторону Маталы (там вставало солнце) - рассветные краски были просто великолепны...

Ну а если глянуть в противоположную сторону, то мой взгляд притягивал какой-то памятник с флагами, возвышающимися над городом.

Все эти виды я снял буквально от порога гостиницы. Ну и дальше - пошел вниз. Решил сходить погуляться по молу. Конечно, по пути снимал все, за что цеплялся мой взгляд...

Забрался на мол. Вид с него на город очень симпатичный

Потом решил забраться к памятникам.

Забрался...

Памятники тут установлены Икару и Дедалу. Оказывается, есть легенда, по которой получается, что именно из Агиа Галини Икар начал свой не очень удачно закончившийся полет. А другая легенда гласит, что упал он в том месте, где сейчас находится остров Икария (остров формой напоминает крыло). Так вот, если сопоставить эти две легенды, то получается, что Икар пролетел огромное расстояние: от Агиа Галини до Икарии ровно 300 километров...

Стоя возле памятников, мне захотелось снять тут крутилку. Ну и снял. А потом снял еще пять таких же в других местах Агиа Галини. И соединил их в маленький виртуальный тур. Посмотреть его можно, перейдя по этой ссылке: http://anagr.com/VR/AgiaGalini/AgiaGalini.html
Ну и, конечно, просто картинки с той прогулки:

Прогулка мне очень понравилась. Но - пора и честь знать. Так как мои уже проснулись и ждали меня, чтобы идти на завтрак. После которого мы собрали вещи и двинулись по намеченному маршруту дальше. А дальше наш маршрут пролегал по уже знакомым местам: Спили, Курталиотское ущелье, монастырь Превели, Хора Сфакион. О всех этих местах я уже неоднократно писал в предыдущих сочинениях, поэтому подробно описывать их повторно не буду.

...Долго ли, коротко ли, проехав горами,

доехали до Спили. Естественно, остановились и пошли гулять к фонтанам.

Погуляли чуть по деревне...

В одном из магазинчиков я наткнулся на карту всех пешеходных троп Сфакии. И сразу купил ее, так как завтра намеревался пройти по ущелью Арадена (маршрут прохождения ущелья у меня был заготовлен совсем нестандартный, поэтому такая карта для меня была очень полезна).

...Перед тем, как поехать дальше, зашли в монастырь. Если не ошибаюсь, монастырь Святого Рафаила. В прошлый наш приезд сюда он еще только строился...

Следующая остановка - Курталиотское ущелье. Ущелье все так же величественно и красиво, как и раньше... Остановились в самом его начале и я снял там крутилку:

Проехали чуть дальше и, само собой, пошли на дно ущелья к церкви Святого Николая. Об этом месте я уже писал два раза - повторяться опять не буду. Единственное отличие во внешнем виде - церковь подремонтировали. И теперь стены у нее стали бело-желтые (были белые), а крыша - красная (была синей).

Следующая остановка - тоже место, посещенное нами не раз - монастырь Превели. И снова я не буду повторять описание этого места...

Ближе к вечеру доехали до Хора Сфакиона. Устроились в гостиничку (ту же, что и в прошлый раз - Notos Suites) и пошли ужинать. А ужинать-обедать-завтракать мы ходили там исключительно в таверну “Три брата”, которая известна на весь русскоязычно-греческий интернет. Не зря известна - еда тут действительно вкусная...
Познакомились с хозяйкой. Вернее, познакомились очно, так как заочно я с Натальей уже общался и на греческом форуме и по электронной почте.
...Ужин затянулся надолго. Засиделись мы там до глубокой темноты. Потому что во-первых - вкусно, во-вторых - с Натальей было приятно пообщаться, а в-третьих - наш мелкий, уже успевший соскучиться по детскому обществу, с удовольствием играл с дочкой Натальи. Носились по таверне, вместе смотрели мультики, болтали о чем-то о своем, детском... В общем, всем было хорошо...

2008-10-02

День шестой. Ущелье Арадена

Сегодня лично для меня - самый интересный день во всей поездке. Потому что я, наконец, с самого утра приступаю к реализации своей многолетней мечты - пройти по ущелью Арадена...
Идти по ущелью я изначально планировал один. Потому что читал, что ущелье сложное и с ребенком соваться туда не очень хотелось. Ну и идти я собирался рано утром. Во-первых, потому что люблю рассветы, во-вторых - пейзажи ожидались очень красивые и хотелось увидеть их в красивом утреннем свете. Ну а в-третьих - чтобы не бросать на полдня семью в гостинице. Им же тоже хочется впечатлений... А так - пока они проснутся, я уже должен был пройти половину запланированного маршрута...

В общем, я встал в полседьмого, сел в машину и поехал к ущелью.
Поднявшись по красивенному серпантину почти на самый верх горы, через которую нужно было переехать, остановился снять открывающуюся передо мной панораму (внизу святятся огни Хоры Сфакиона)...

Ну а прежде, чем продолжить, отдельно пару слов скажу про свой маршрут. Стандартный для Арадены маршрут следующий: народ приезжает к мосту Арадены, спускается возле него в ущелье и идет по нему, постепенно спускаясь к морю. Выйдя из ущелья, они попадают на пляж Мармара (ущелье заканчивается у самого моря), где их поджидают таксисты-лодочники, которые довозят желающих до Хоры Сфакиона. Или же, от Мармары можно дойти до деревни Лоутро (кажется, около часа топать), где можно сесть на паром до того же Сфакиона (это, конечно, значительно дешевле, чем лодочники) или отсюда еще полтора часика протопать вдоль моря и дойти до Хоры Сфакиона. В общем, все достаточно просто.
Но мы простых путей не ищем. Меня такой стандартный вариант не устраивал. Я изначально запланировал свой маршрут совсем иначе, а именно следующим образом: приезжаю к мосту Арадены, оставляю возле него машину, а сам пешком возвращаюсь чуть назад по дороге, по которой приехал, и сворачиваю на дорогу, ведущую в деревеньку Ливаньяна, которая находится неподалеку от выхода из Арадены. Часть маршрута иду по этой дороге, а потом слезаю с нее на тропку, что ведет в Ливаньяну, после которой по другой тропинке я должен был попасть непосредственно в Арадену. И пройти ущелье не сверху вниз, а в обратную сторону - от моря к мосту.
Я понимаю, что из моих объяснений все равно ничего не понятно, поэтому вот как выглядит мой маршрут в Google Earth (стартовая точка - Мост, направление движения - в сторону коз):

В общем, доехал я до моста, запанорамил стартово-финишный участок своего маршрута и пошел накручивать на свои ноги 12 километров пути.

Дошел до развилки, свернул на Ливаньяну. По знаку расстояние 7,5 км, но у меня получилось срезать почти половину

Естественно, из людей в это время не было никого, кроме меня. Но шел я не в одиночестве. Меня сопровождали сотни козьих глаз и справа и слева. Козы переставали скакать по камням и очень внимательно наблюдали за мной. Честно скажу, под этими взглядами было не совсем уютно. Особенно, когда проходишь в двух-трех метрах от "стаи" в пару десятков рогатых-бородатых...

К счастью, козы и козлы оказались воспитанными животными и ко мне никто не приставал.
Когда я прошел козье-баранью ферму, на горизонте показалось море...

Было жутко красиво. Солнце как раз показалось из-за горы...

Ну и через пару сотен метров отсюда дорога пошла вниз. Я чуть еще прошел по ней, а потом остановился и снял "крутилку" - место мне показалось подходящим (на моей карте - место, где дорога создает острый угол, почти самый центр карты).

Когда будете крутиться, если встать лицом к морю, то справа увидите ущелье (перпендикулярно к морю). А перед ущельем можно рассмотреть маленькую деревушку (напротив через ущелье - малюсенькая церквушка) - это и есть Ливаньяна, моя первоначальная цель.
Ну а слева - дорога, по которой мне нужно было пройти еще два 180-тиградусных поворота, после которых предстояло найти нужную тропинку...

Прошел первый поворот - отсюда прекрасно стал виден один из моих ориентиров - деревня Ливаньяна:

Ну а после второго поворота начал присматривать свою тропинку.

...Тропинку я нашел. С трудом, правда. Довольно интересно было, что тропинка прекрасно видна с дороги: вот она, в пятидесяти метрах от меня. Но как спуститься с дороги на нее - ну никак найти не мог. Спуск с дороги - жутко крутой. Чуть оступился - и покатился до самого синего моря. Вот в эту расщелину...

В общем, крутился-крутился... У меня на руках была подробнейшая карта всех местных тропинок (помните, говорил, что купил в Спили) - по ней получается, что вот, стою я прямо на месте примыкания тропики к дороге, но не вижу ее, хоть убей. Попробовал, было, сунуться в одно место, да не получилось. Страшно. Покатишься - костей не соберешь. Но потом, таки, увидел на одном из камней красное пятно сантиметров пяти в диаметре. А это - отметка тропинки (красным тут помечают "перекрестки", а синим - сам маршрут тропинки). Это мне придало уверенности, и я аккуратненько спутился, выверяя каждый свой шаг, и прошел-таки эти 50 метров до нормальной тропинки, цепляясь и ногами и руками за торчащие из земли камни.
Дальше все пошло как по маслу. Тропинка из виду больше не пропадала. А если бы пропала - можно сориентироваться по синим точкам на камнях, которые повторялись через каждые метров 15.

Так я шел от точки до точки, периодически останавливаясь, чтобы чего-нибудь снять...

...пока не подошел к месту, откуда мне открылся вид, практически, на половину Арадены.

Ну и можно покрутиться на этом месте.
Если встать лицом к солнцу, то слева внизу увидите маленькую расщелинку - мне нужно было дальше идти по ней, обойти вокруг скалы, на которой я стою, и взять направление к морю...

Ну и еще одна крутилка, снятая в десяти метрах от предыдущей, когда я спутился со скалы.

Следующие картинки сняты чуть ниже на той же тропинке. До Ливаньяны тут уж остается каких 200-300 метров...

Дальше мне попались очень интересные геологические образования. Слоистые и жутко цветные

А еще - тут растет очень много вот таких симпатичных цветиков.

Дошел, наконец, до Ливаньяны. Тут ничего интересного не было, кроме своеобразного указателя на тропинку в Арадену...

Вот эта тропинка:

Дошел до перекрестка (красная точка на камне). Оказывается, с того места, где я снимал последнюю "крутилку", можно было, минуя Ливаньяну, пройти прямо сюда. Отсюда соответствующая тропинка была видна очень хорошо. Но оттуда я ее не разглядел... Ну да ладно: бешеной собаке, как говорится, семь верст - не круг. Да и круг-то составил чуть больше полукилометра...
В общем, теперь уже я направился вниз вдоль забора, на дно Арадены...

По дороге снял очередную "крутилку", встав под нависающим надо мной деревом...

...До дна остается совсем немного...

И вот я внизу. Оказывается, в Ливаньяне есть таверна для изголодавшихся "проходимцев" ущелья. По крайней мере, об этом написано на табличке, указывающая на тропинку, по которой я только что шел...

Немного подумав, сразу в сторону моста я решил не идти. До моря от этого места что-то около километра оставалось, и я решил пройти примерно половину этого расстояния, а потом уже вернуться. Тем более, я видел сверху, что там были весьма интересные завалы.
Вот такие...

Можно и покрутиться среди камней...

В общем, поскакал я чуть по камням, а когда завалы закончились и за поворотом ущелья должно было открыться море, развернулся и пошел уже в сторону моста. До моря дойти, конечно, хотелось, но мне идти еще надо было 5 с лишним километров до моста...

Дошел до уже знакомой таблички...

Времени уже было 9,20 утра. То есть, весь предыдущий путь я прошел ровно за 2 часа. Предстояло же мне еще пройти ровно столько же по времени...

Миновав табличку с рекламой таверны, и пройдя вот такую симпатичную коряжку,

вышел на самое широкое место ущелья.
Участок длиной, наверное, с полкилометра, а шириной - не знаю.
Вот, можете сами оценить, покрутившись под сосной :)

Пройдя весь этот широкий и прямой участок, уперся в очередные завалы. К сожалению, на фото не передать масштабы. И даже "крутилка" не совсем передает их:

Плохо, все-таки, идти одному. Так поставил бы в кадр человека - и все нормально с масштабами. Надо было, наверное, хоть свой рюкзак на камни бросить...
Через камни перелезть не получилось - пришлось искать обходной путь через кусты. Нашел.
Дошел до "угла" ущелья. Тут оно поворачивало направо. Опять снял "крутилку"...

Дальше опять временно дорога пошла простая и прямая. Через кусты-лесочки, в тени и прохладе...

Аромат тут, конечно, был потрясный. Кто ходил по ущельям в окружении сосен-пихт, тот меня точно поймет.

Вскоре прямая дорога закончилась. И начались опять завалы разной сложности. Но перед самыми завалами передо мной предстал перекресток. Чтобы народ не заблудился, на скалах чьей-то заботливой рукой было написано направление. В одну сторону - Арадена, во вторую - пляж (с той стороны я и иду) и в третью - деревня Агиос Иоаннис.

Мне - сюда:

Покрутиться на перекрестке тоже можно

Метров через 50 - опять "указатели". Иду я отсюда:

А идти - сюда:

За поворотом - не очень длинный прямой участок...

...после прохождения которого я натыкаюсь на первых людей за сегодняшний день. Вооон они, маленькие такие. Сидят на камешке и дышат тяжело. Устали, видать...

Интересно, что на этом месте ущелье перегорожено небольшим таким бортиком, и указано направление движения налево. Видите, там от людей налево-вверх тропинка уходит? Вот туда всех и перенаправляют. Но я был бы не я, если бы не пошел посмотреть, почему меня пытаются направить в обход. Чуть прошел, смотрю - вот оно - то место которое я видел на паре фотографий. Узкий проход завален парочкой валунов (или скорее кусков скал), а для желающих пройти именно здесь, а не в обход, прямо в них почти вертикально вбиты железные лестницы.

Подошел поближе.

Думаю: нет, не полезу. Что я, псих?..
Ну, разве что, только первую лестницу, но на вторую точно не полезу, а вернусь и пойду в обход...
Залез на первый валун. Посмотрел назад...

...умудрился снять "крутилку" и не свалиться при этом...

Собрался спуститься вниз, но вторая лестница так манила... Ведь интересно же, что там после нее... Подергал лестницу - вроде, крепко стоит, не шелохнется...
Ну ладно, поднимусь, посмотрю, и сразу же вниз...
Поднялся, посмотрел... Дальше начинался подъем - жутко крутой. Под ногами - мелкие камешки и земля - зацепиться, практически, не за что. И все это влажное (пару дней назад шел дождь, а тут вечная тень и прохлада - высохнуть не успело) и, соответственно, ужасно скользко.
Но слезать вниз уже не хотелось.
Пополз вверх. Прополз метров 30, когда понял, что дальше лезть одному - полное безрассудство. Чуть не удержал равновесие - и поехал вниз. В лучшем случае съедешь на заднице до лестницы, в худшем - пролетишь мимо лестниц до самого дна ущелья, а сверху еще и попутными камнями завалит.
В общем, решил возвращаться. Решил-то решил, а вот как это сделать? На таком уклоне вниз идти гораздо опаснее, чем наверх. Скользко - жуть.
Слезал в два раза медленнее, чем залезал, но слез.
А, на полпути обнаружил, что снизу вверх два мужика карабкаются. Достал камеру, сделал пару снимков с ними:

Короче, слез я. И пошел по обходной тропинке. А тропинка живописная... Идет по самому краю обрыва... Вот тут видно:

И все вверх и вверх...

Сверху было замечательно видно место, по которому я только что пытался подняться. На картинке ниже видите чуть правее середины такой подъем градусов под 45? Вот по нему я и полз. У самой скалы справа.
Отсюда же я разглядел, что не дополз до нормальной тропинки всего метров 20. Когда полз - ее не было видно, а сейчас уже поздно

В общем, надо было еще чуть-чуть проползти и взять чуть левее...
Ну да ладно, зато я побывал и там и на обходной тропинке.

Когда эта тропинка закончилась и я вышел опять на дно ущелья, я увидел конечную цель своей прогулки - мост.

И вот я под ним. Отсюда всего 76 метров наверх - и я у своей машины. Но я не альпинист, поэтому топать мне еще не меньше километра...

Можно и покрутиться под мостом...

Если б кто знал, как я перепугался, когда снимал тут... Весь в творческом порыве, снимаю, себе, сосредоточенно... Тишина - полнейшая. И вдруг сверху кааааааак загремит что-то... Страшный грохот. Я думал, все, кранты, мост рухнул и на меня валится. К счастью, мост стоит до сих пор, а это по нему просто проехала машина. Кто там был, тот знает, что доски на мосту не подогнаны друг к другу, а со щелями. И кажется, будто они вообще не прикреплены, а просто положены поперек железных балок моста. И когда едет машина, вся эта конструкция гремит ужасно. Очень громко, когда находишься наверху, рядом с мостом. А когда находишься внизу - грохот можно смело умножать на 10. Так что, кто пойдет тут - будьте готовы к грому среди ясного неба...
Пошел дальше...

Наконец, дошел до тропинки, которая ведет наверх. Обрадовался...

Тропинка идет мимо пещерки, из которой страшно воняло козами

Подниматься было тяжело. Во-первых, я после четырех часов пути уже подустал, а во-вторых - на дне ущелья было достаточно прохладно, а наверху - жара.
Пока поднимался, раз 7-8 делал остановки перевести дух. Допил остатки воды из взятой с собой бутылки...
И в конце концов поднялся

Прошел через развалины деревни Арадена...

...и вышел к мосту. Первым делом в киоске, что у моста, купил литровую бутылку воды, которую минут за 10 и выпил.
Потом сел в машину и поехал в гостиницу...

В общем, прогулка получилась замечательная. Конечно, по стандартному маршруту от моста к морю идти проще, но я ни на минуту не пожалел, что придумал себе вот такой, достаточно сложный, двеннадцатикилометровый маршрут. Ну и конечно, я не могу показать всего, что снял там и рассказать обо всем, что видел. И шел я не так быстро, как об этом рассказал. Но это, думаю, и так понятно...
Что еще сказать хочу. В одиночку, конечно, лучше там не ходить. Ущелье на самом деле довольно сложное. Не дай Бог ногу подвернуть или еще чего хуже - народ тут ходит редко, а телефон зону не ловит...
Короче - резюме. Самарья, Имброс - ущелья замечательные. Но по сравнению с Араденой - детский лепет по всем статьям. И по сложности и по красоте...

...Доехал до Хоры Сфакиона. На подъезде остановился, снял панорамку

А тут как раз и супруга звонит, говорит, что сидят в таверне, завтракают. А я говорю ей, что вижу их (на фото - пляжик виден, а над ним как раз та самая таверна, а в таверне мои сидят). Сказал, чтобы мне тоже чего-нибудь заказали на завтрак и попить побольше, ибо жажда мучит жуткая...

...После завтрака решили ехать на пляж во Франгокастелло. Наталья посоветовала останавливаться не около крепости, а проехать пару километров дальше. Там пляж поспокойнее, не туристический...

Валялись-купались довольно долго. И вообще в этот день активностей никаких не предпринимали. Но ближе к вечеру поехали в Арадену поглазеть на ущелье сверху.
Кстати, забыл сказать. Дорогу-то в Арадену отремонтировали. Когда мы тут были в последний раз (2005 год), серпантин, поднимающийся в горы из Хора Сфакиона был узеньким совсем. Конечно, извилистость серпантина не уменьшилась, но зато ширина дороги увеличилась аж в два раза. И ехать по ней стало совсем легко.

Доехали до моста. Ну, не знаю, что говорить. Ну очень все красиво...

На крыше развалин деревни Арадена лежит коза...

Кстати, отношение к ущелью как-то поменялось. В смысле, не в худшую сторону, а наоборот. Оно стало для меня уже каким-то знакомым, родным, что ли... Смотришь сверху и вспоминаешь, что вон там - споткнулся, а вон там возле елок мне навстречу вышли две козы. И прочее подобное...
В общем, поглазели мы на ущелье, я снял крутилку на мосту,

и решил отвезти своих показать то место, откуда я начинал утром свой маршрут. И не зря решил. Потому как виды нас ожидали в тех местах очень симпатичные...

С высоты того места, где мы стояли, хорошо была видна тропинка, по которой я топал утром,

и деревня Ливаньяна, мимо которой прошел...

Красиво было...

На обратном пути остановились у одного дома с табличкой “Мед”. Купили пару банок. Он тут вкусный очень...

Ну а позже - опять пару часиков отсидели в таверне у Натальи и пошли спать. Завтра едем дальше...

Продолжение

____________________
© 2008 Любое использование материалов и фотографий (частичное или полное) из данной статьи должно быть согласовано с автором.