Майские в Греции. Метеоры и остров Милос (28 апреля - 12 мая 2007 года) Часть первая - Метеоры

Back to Journal

Monday, April 30, 2007

День третий. Метеоры

Естественно, когда кругом столько красивого и фотогеничного, рассвет этого дня я никак не хотел пропускать. Даже пару раз ночью просыпался и смотрел на часы: не пора ли уже вставать?..
Наконец, пришло время подъема, я быстренько собрался, сел в машину и первым делом поехал встречать солнце в то же место, где мы его провожали вчера...
Честно говоря, я просто не смогу описать все те чувства, которые всплыли во мне, когда я доехал до площадки и встал на самом ее краю. Вроде, все то же самое, что мы видели тут вчера. Те же скалы, те же монастыри. Все осталось на своих местах...
Конечно, изменилось освещение с закатного на рассветное, но дело совсем не в нем. Мне кажется, что я всем нутром ощутил необыкновенную энергетику этого необыкновенного места. Я стоял в пятидесяти сантиметрах от края стометрового обрыва, кроме меня - вокруг не было ни души. Меня окружала абсолютная тишина, которую не хотелось нарушать даже негромким щелчком затвора фотокамеры. А такое с момента увлечения фотографией со мной было впервые: мне не хотелось ничего фотографировать, а хотелось просто стоять, смотреть на окружающую меня красоту и впитывать, впитывать, впитывать... Мне показалось, что я понял, почему это место было облюбовано монахами. Дело совсем не в неприступности этих скал. Как показывает история, монастыри много раз подвергались набегам, разграблению и разрушению - как-то же сюда забирались те, кто это делал. А вот здешняя атмосфера - это нечто особенное. Покой, умиротворение, успокоение... Ощущение того, что есть только ты и мироздание... Словами это не передать - это надо ощутить. И я был очень рад, что мы приехали сюда на несколько дней и мне удалось испытать это чувство...
...Когда же встающее солнце осветило самые верхушки скал - у меня наоборот, вдруг, появилось вдохновение и мне захотелось снимать и снимать... Не знаю, насколько мне удалось передать здешнюю атмосферу - об этом судить уже моим зрителям. Но очень надеюсь, что, хотя бы частично мне удалось запечатлеть красоту этих мест...
Вот монастырь Русану и скалы, его окружающие,

монастыри Великий Метеор (или Преображения) - слева и Варлаам - справа.

Они же - по отдельности. Великий Метеор:

Варлаам:

Эти монастыри расположены справа от площадки. Если же посмотреть влево - можно разглядеть и монастырь Святой Троицы:

Потом, пока солнце еще не поднялось высоко, я переехал поближе к этому монастырю

А вот с этой новой точки монастыри Варлаам, Великий Метеор и, прячущийся за скалой, Русану:

Опять поменял дислокацию и забрался на небольшую плоскую скалу поближе к монастырю Святой Троицы...

Еще раз переехал...

Поехал обратно в сторону понравившейся мне площадки, но по дороге обнаружил еще одну. Она была повыше первой и по ощущению - выше всех монастырей.

Вообще, то, что я называю площадками - это не совсем площадки. Это просто скалы, к краю которых можно очень легко подойти и посмотреть на красоты кругом. Вот, судите сами. На этом месте я снял QTVR-панораму, которая должна дать понять, что я имею в виду: http://anagrlv.googlepages.com/Ploschadka-2-small.mov
(инструкция к просмотру: идете по ссылке, ждете полной загрузки панорамы (3-4 МБ), после чего нажимаете в любое место изображения и двигаете мышкой во все стороны - влево-вправо-вверх-вниз. Также, можете менять масштаб изображения, нажимая на плюс или минус в левом нижнем углу; если панорама не открывается, то вам нужно скачать программу Quicktime - бесплатная версия качается тут: http://www.apple.com/quicktime/download/ ).
...Вернулся на первую площадку. Опять поснимал...

А вот опять монастыри Варлаам и Великий Метеор. Свет поменялся и вид стал совсем другой

Далее, я решил проехать в сторону этих монастырей. По дороге остановился запечатлеть вид на Монастырь Варлаам

Справа от монастыря у подножия скалы - пещера. В ней, говорят, была тюрьма для монахов. Ну что же, монахи - тоже люди...
Вот она поближе:

С этого же места - монастыри, к которым я направляюсь

Поехал дальше. Не без остановок, конечно

Подъехал к монастырю Варлаам. Пару сот метров не доезжая до него - обнаружилась еще одна скала-площадка, на которую можно было выйти. С одного места на ней я обнаружил ракурс на монастырь, при котором соседняя скала стала частью человеческого тела от груди и выше со взглядом, направленным куда-то вправо от меня...

Я тут ничего не дорисовывал - все так и было.

Потом я поменял точку наблюдения и увидел, что в монастыре работает лебедка и в него поднимают стройматериалы, как когда-то поднимали людей.

Правда, людей поднимали в плетеных сетках, а тут груз поднимали в металлическом коробе.
Когда я смотрел на этот монастырь и лебедка не работала - как-то не осознавал, насколько он высоко расположен. Ну да, высоко, но без ориентиров - не сильно понятно. А когда понаблюдал за процессом подъема грузов, осознал, что высота тут - ого-го. В общем, это я к тому, что людям, которые поднимались сюда в сетках, нужно было обладать недюжинной смелостью. Они же целиком вручали свои жизни во власть силы крутящих лебедку монахов и выносливости веревки. Я попробовал представить себя на их месте - неееее, не хочу. Это же было все настолько хрупко... Ведь бывали случаи, когда веревки обрывались и люди разбивались... Жуть. Кстати, в путеводителе написано, что подъем занимал примерно полчаса...
...Немножко сменил свою дислокацию - отчетливо стал виден мостик, соединяющий монастырскую скалу с “большой” землей

Вскарабкался на самую высокую точку скалы-площадки и снял оттуда QTVR-панораму: http://anagrlv.googlepages.com/Varlaam-small.mov
На этом - мне уже было пора закругляться и ехать в гостиницу. А то времени уже было - 9 часов и начали появляться первые машины и автобусы. Три часа моего единения с Метеорами пролетели совершенно незаметно...
Напоследок - снял монастырь Варлаам с высоты дороги, проходящей над ним,

снял мостик, ведущий к нему (по нему мы сегодня обязательно пройдемся),

и поехал в гостиницу.
10 минут - и я в Кастраки. Но, чуть не доезжая до гостиницы, снял и эту замечательную деревушку.

В гостинице - завтрак и, теперь уже все вместе - наверх, к монастырям. Первым делом решили ехать в монастырь Великий Метеор. Но на подъезде - остановились у той скалы-площадки, на которую я уже выходил сегодня. Ту, где видно чловеческое лицо на скале. Затем перешли на другую площадку. На ней я еще не был - с обратной стороны монастыря Варлаам. Оттуда он выглядит так:

Но вот наше внимание переключилось и на Великий Метеор. К моменту нашего приезда к нему, машин и автобусов тут уже набралось очень много, поэтому оставили мы машину за полкилометра до монастыря. От машины он смотрелся вот так:

Подошли к нему поближе. И сразу стала видна очередь туристов, скопившихся у его входа. Они все поднимались по лестнице, которую и нам предстояло сейчас преодолеть

Ну, мы и пошли. От того места, где я сделал последний снимок, нужно было спуститься вниз, перейти по мостику на монастырскую скалу, затем пройти метров 20 по прорубленному в скале узкому туннелю, ну а затем - подняться по 146 ступеням до входа в монастырь.
...Дошли. Посмотрели на пройденную лестницу...

Посмотрели и вошли в монастырь.
Монастырь - самый большой из метеорских. Площадь поверхности скалы - 6 гектар. Соответственно, тут много разных строений. В центре, само собой, монастырский собор

Ну а вокруг него - кельи, больница, огромная трапезная (30 на 12 метров). Рядом с трапезной - кухня, в которой можно увидеть старую посуду, очаг с котлом, печи... К сожалению, в этих помещениях снимать было нельзя. Снял только горящие свечи на входе в храм. Кстати, свечи в здешних монастырях - исключительно восковые. Говорят, процесс их горения не вредит фрескам...

Зато на огромной смотровой площадке монастыря - фотографировать можно было.

Высоко тут. Скала, на которой расположен монастырь - самая высокая из метеорских. Ее высота - 613 метров от уровня моря или 400 метров от уровня Каламбаки. На соседней скале видны альпинисты

Можно рассмотреть и Кастраки с “платочной” пещерой

Кстати, несмотря на размеры, в монастыре нынче живут всего три монаха...

Бродили мы тут долго. Обошли и осмотрели все, что можно было, посидели немного в тени собора, попили святой воды, поставили свечки...
Ну а когда уже и осматривать ничего не осталось - пошли на выход. Дошли до машины, переехали поближе к монастырю Варлаам и направились к нему.

После того, как прошли мостик, опять началась лестница. На сей раз небольшая. Всего 107 ступеней. С лестницы, конечно, открываются совершенно замечательные виды

После того, как поднялись, первым делом вышли на смотровую площадку

Полюбовались видами и пошли изучать монастырь. Но, к сожалению, большая часть монастырских помещений была закрыта - в них вели то ли строительные, то ли реставрационные работы (отсюда и подъем стройматериалов, что я видел рано утром). Кроме смотровой площадки, тут можно было зайти только лишь в церковь (с замечательными фресками, конечно; впрочем, как и во всех остальных монастырях) и посмотреть на древнюю гигантскую бочку на 13 тысяч литров (16 век)

В общем-то, на этом осмотр монастыря был закончен, мы спустились к машине и поехали обедать.
После обеда поинтересовались у ребенка, готов ли он съездить еще в один монастырь, на что он ответил согласием. Поэтому мы опять погрузились в машину и поехали в монастырь Святой Троицы.
От дороги до монастырской скалы топать по широкой пешеходной дорожке метров триста, не меньше. Но пройтись - приятно. Пейзажи кругом - красивые...

А когда дошли до скалы - началось очередное восхождение по лестнице. На сей раз ступенек было 145. И на мой взгляд - эта лестница самая интересная из всех монастырских.

Сам по себе монастырь достаточно большой. И строений в нем тоже достаточно много. Но нам больше всего понравился балкон, где расположен подъемный механизм с веревками, сетками, деревянными крюками для сеток и другими подобными штуками. Все сохранено таким, как оно было в прошлом. Мелкому же жутко понравилось крутить лебедку...
Интересен был и вид с балкона

Что еще хотелось бы подчеркнуть - так это то, что со смотровой площадки монастыря открывается замечательный вид на Каламбаку и начало Фессалийской долины.

К сожалению, пребывание в этом монастыре нам немного омрачили румынские туристы, которым, наверное, было неизвестно, что монастырь - это святое место и вести себя тут надо подобающим образом. Не буду уточнять, как и что, но нам было неприятно. Было ощущение, будто они приехали из совершенно диких краев, где никакого понятия об элементарных правилах поведения в святых местах просто не существует. Ну да ладно...
Вернулись к машине. На данный момент у нас оставался всего один непосещенный монастырь, но мы думали, что оставим его на завтра, чтобы не напрягать ребенка. Однако, когда мы спросили у него, едем ли мы сейчас в гостиницу или еще в один монастырь, он нам ответил, что сначала в монастырь, а потом в гостиницу. Мы подивились его интересу к монастырям, но были не против. Поэтому уже через пару минут подъехали к монастырю Святого Стефана (он находится чуть дальше за монастырем Святой Троицы).
На сей раз обошлось без лестниц. От стоянки нужно пройти всего метров 50 до мостика через пропасть, перейти его - и вы в монастыре.
Монастырь - женский и это сразу видно. Вообще, женские монастыри угадываются моментально. В них всегда огромное количество цветов и всяких других растений и они кажутся более ухоженными.
Монастырь Святого Стефана - самый богатый монастырь. Монахини тут занимаются вышиванием, иконописью и массой других работ...
После входа первым делом вы попадаете на центральный дворик монастыря,

откуда ведущая вверх широкая лестница выводит вас прямо к большому храму Святого Харалампия.

В храме мало фресок. Часть стен - пустые. Но если зайти за этот храм и свернуть влево, то там можно найти маленькую церквушку Святого Стефана, на стенах которой находятся очень интересные фрески. Причем, часть из них когда-то пострадала от набегов завоевателей (“выколоты” глаза, обрублены носы и т.д.) и все это так до сих пор и осталось. Очень впечатляет, кстати...
За обоими храмами - “зеленая зона” монастыря с различными растениями, колодцем и цветами.

А за ней - смотровая площадка с великолепным видом на Каламбаку

и Фессалийскую долину.

В общем, походили мы тут, купили в местном магазинчике пару сувениров и направились к машине. В гостиницу ехали опять через Каламбаку, так как от монастырей Святой Троицы и Святого Стефана до Каламбаки - рукой подать. По дороге, правда, я еще остановился и сделал снимок Фессалийской долины...

Чуть побыли в гостинице, отдышались и пошли гулять по окрестностям Кастраки. Мы каждый раз, когда ехали в гостиницу или из нее, проезжали нечто типа большой пещеры и видели очень интересную скалу чуть в стороне. Вот нам и захотелось подойти поближе и рассмотреть тут все. По дороге идти, наверное, с километр от гостиницы.

Дойдя до пещеры, обнаружили, что это не совсем пещера, а, как бы, ниша в скале.

Забавно, что используется она как хлев для домашнего скота. Правда, когда мы там были, никого из животных не было дома, но запах и загоны внутри не оставляли сомнений, что это именно чей-то хлев.
Разобравшись с не дававшей нам покоя пещерой, пошли по узенькой грунтовке к заинтересовавшей нас скале.

Дорога привела нас к маленькой закрытой церкви.

Посмотрели от нее направо - увидели какой-то монастырь.

Посмотрели налево - еще монастырь.

Естественно, было очень интересно обнаружить два монастыря, о которых в путеводителях мы не нашли ни одного упоминания...
Ну а так как левая скала с монастырем была ближе - пошли к ней.

А на ней оказались еще и пещерки с признаками жилья человека...

Эти пещерки с хлипкими деревянными мостиками, перилами и лестницами лично меня очень задели какой-то своей загадочностью и таинственностью. Но залезть туда не представлялось возможным, к сожалению. Правда, если бы это и было возможным, вряд ли я туда полез бы. А вдруг там до сих пор живет кто-то из аскетов?..
Естественно, нам захотелось разузнать, а нельзя ли попасть в эти монастыри? Но та узкая грунтовка, по которой мы шли, уперлась в ограду и закрытые ворота, возле которой мы увидели вот такую табличку:

И все нам сразу стало ясно. То, что мы приняли за монастыри - это были скиты. Поэтому-то и в путеводителях о них ничего нет.
В общем, чуть позже я выяснил что сеть этих пещерок на скале - это скит Святого Антония. Справа, подальше и повыше от нас - скит Святого Николая от монастыря Святой Троицы, а слева - не знаю. По карте, на которой указано месторасполжение всех монастырей, которые тут когда-то были, я так и не смог разобраться. Месту, в котором находится этот скит, соответствуют два названия: Агиос Георгиос и Агиос Хрисостомос. Может, одно из этих названий - это название той церквушки, к которой мы вышли, не знаю. Ну да ладно. Названия названиями, а главное - это то, что место это - очень интересное. И, что самое приятное, нашли мы его сами, без подсказок путеводителей...
Ну а тем, кому интересно покрутиться в этом месте с QTVR-панорамой - вот ссылка: http://anagrlv.googlepages.com/skit-small.mov
Когда мы направились обратно в гостиницу, но отошли от скалы со скитом Святого Антония совсем недалеко, из-за облаков выглянуло садящееся солнце и его лучи осветили скалу, совешенно преобразив ее вид. Из серой и достаточно хмурой она превратилась в оптимистично-оранжевую

А пока мы шли по дороге, проходящей над Кастраки к себе в гостиницу,

все любовались видом заката слева-сзади - солнце садилось за горы...

Прийдя же в гостиницу - устроились у себя на балконе наблюдать заключительную часть заката над крышами нашей деревни...

Кстати, вот еще QTVR-панорама. Снята с нашего балкончика: http://anagrlv.googlepages.com/Balkon-small.mov
Ну и напоследок - последние лучи заката и день закончен...